Раздел: Мир профессий
Тема: Путешествие в мир профессий
Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи.
|
Дата:
|
Имя учителя:
|
КЛАСС: 4
|
Количество присутствующих:
|
Количество отсутствующих:
|
Цели обучения, которым посвящен урок:
|
4.1.4.1 участвовать в диалоге/дискуссии по обсуждаемой теме, соблюдая речевые нормы, понимать различные способы ведения диалога
4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ;
4.3.8.1 различать на основе существенных признаков имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги и союзы и определять их роль в предложении
|
Цели урока
|
Участие в диалоге по теме
Формулирование вопросов и ответов
Различие существенных признаков имен прилагательных.
|
Критерии оценивания
|
Все учащиеся смогут:
|
Узнать, какую роль выполняет имя прилагательное в речи. Участвовать в диалоге по теме
Формулировать вопросы и ответы
|
Большинство учащихся смогут:
|
Соблюдать каллиграфические нормы.
Сформулировать цели по опорным вопросам.
Высказывать мнение по прочитанному тексту.
Приводить примеры по схеме.
Определять профессию по качествам.
|
Некоторые учащиеся смогут:
|
|
Назвать качества характера писателя.
Загадывать профессию по прилагательным.
|
Привитие
ценностей
|
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
|
Межпредметные связи
|
Взаимосвязь с предметами:
– литературное чтение
– физическая культура
– познание мира
|
Предварительные знания
|
Части речи: имена существительные, имена прилагательные, местоимения, их существенные признаки.
|
Ход урока
|
Запланированные этапы урока
|
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы
|
Создание положительного эмоционального настроя
|
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Я рада, что у вас отличное настроение.
|
|
Вызов
|
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
Проверка дом.задания Игра «Да нетка».
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы послушав скажете над какой темой урока мы будем с вами трудиться
Я хочу быть…
Я хочу быть врачом, чтоб лечить детишек.
И картинки, как художник, рисовать для книжек. Я хочу быть продавцом - продавать конфеты, эскимо и шоколад, газировку летом.
Я хочу шофёром быть и водить автобус.
И учителем, что важно в классе крутит глобус.
Лётчиком отважным быть, спорить с облаками.
По волнам, с попутным ветром, плыть под парусами.
И как повар, делать торт и вкусные котлеты, астрономом открывать новые планеты. Дрессировщиком зверей или футболистом. Генералом, космонавтом и аквалангистом. Человеком — пауком или мушкетёром.
Каратистом и пиратом, или каскадёром.
Как хочу я стать большим — с бородой, с усами.
Сильным быть, как папа мой, помогая маме.
-Конечно же о профессиях!
-А теперь обратите внимание на доске у меня кластер с названием профессий.
– Вы хорошо знаете, что каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь.
Сегодня вы за школьной партой. Учение – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами встанет серьезный вопрос: “Кем быть?” Вы сейчас много мечтаете, и мы, взрослые, должны помочь вам выбрать профессию на всю жизнь и не ошибиться в выборе.
– Итак, мы начинаем раздел «Мир профессий»! И сегодня отправляемся в путешествие по миру профессий.
Формулирование целей на доске .
-Запишите число. Классная работа.
|
|
Осмысление
|
Минутка чистописания. Запишите пословицу: Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
Работа с пословицей по плану:
1) Чтение пословицы.
2) Объяснение значения непонятных слов.
3) Выяснение смысла пословицы в целом: о чем она и чему учит?
4) Подбор жизненной ситуации, в которой можно употребить данную пословицу.
|
Учебник
|
|
(К) Словарная работа. Запишите слово «профессия».
–Как вы думаете, что оно обозначает? (ответы детей)
– Где мы можем найти точное толкование слова?
(В толковом словаре).
Профессия - род занятий, вид трудовой деятельности, специальность.
|
Толковый словарик.
|
|
(Г)Работа с текстом стр 47 упр 1
Определите, какая часть речи помогла ярко представить, какие бывают профессии (редкие, опасные, разные, добрые - имена прилагательные).
Расскажите об имени прилагательном.
Выпишите словосочетания с выделенными словами. Обозначь прилагательные.
Назовите профессии.
Определите, какие из них опасные, редкие, «добрые»?
|
Учебник
|
|
Открытый кинотеатр
- Откройте ноутбуки и прослушайте внимательно видео.
(К, И) Работа с правилом
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:

-Какова роль прилагательного в речи? (Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её более точной, ясной и выразительной.)
|
ноутбуки
Учебник
|
|
(Д,К) Динамическая пауза
«Волшебный мешочек» игра, в мешочке лежат предметы, люди каких профессий потеряли их.
(поварёжка, указка, молоток, рубашка, градусник, домбра).
- Ваша задача достать с волшебного мешочка предмет и найти профессию человека и подобрать имена прилагательные к этой профессии).
|
«Волшебный мешочек», предметы.
|
|
(И)Работа с текстом. Прочитай текст.
-Отгадайте загадку.
Вижу в небе самолёт
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто… (Лётчик)
-Прочитайте текст на карточках.
Лётчик – очень смелая профессия. Есть лётчики, которые летают на пассажирских самолётах, есть те, которые летают на грузовых. А есть лётчики, которые управляют маленькими самолётами: тушат пожары, рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Лётчик должен поднять самолёт вверх в воздух и в конце полёта плавно посадить его на землю. Управлять такой махиной ему помогают приборы. Они показывают, с какой скоростью летит самолёт, какая погода за бортом, они же предупреждают лётчика о неполадках. В кабине с лётчиком штурман, механик, стюардесса, а на земле – авиадиспетчер. (Г.П. Шалаева)
Выполни задание:
1.Какова основная мысль текста?
2.Сформулируйте 2 тонких вопроса и 2 толстых вопроса по содержанию текста.
3. Выполните синквейн к слову Лётчик
1 строка 1 имя существительное
2 строка 2 имени прилагательных
3 строка 3 глагола
4 строка предложение из 4 слов
5 подбери синоним к существительному.
Дескрипторы:
- участвует в диалоге по обсуждаемой теме,
- соблюдает речевые нормы,
- формулирует вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста.
|
Учебник
|
|
(Г) Работа в группе
Определите профессию по качествам, которыми должен обладать человек. Запишите качества и профессию к ним.
Добрый, заботливый, решительный, чуткий, наблюдательный – ветеринар.
Смелый, мужественный, отважный, ответственный, честный –полицейский.
Трудолюбивый, старательный, внимательный, усидчивый, доброжелательный – часовщик.
(Г) Загадайте профессию с помощью прилагательных. Ученики называют профессию по описанию.
Дескрипторы:
- формулирует ответ,
- различает на основе существенных признаков имена прилагательные.
|
Учебник
|
|
Гимнастика для глаз.
(Г) Исследование литературных произведений.
– Прочитайте названия литературных произведений.
– Какие из этих произведений тебе известны?
– Найдите в названиях произведений имена прилагательные.
– Определите, какие прилагательные отвечают на вопрос какой? Какие слова отвечают на вопрос чей?
(И) Развитие речи.
Выскажите свое мнение:
–Как ты считаешь, какими качествами характера должен обладать писатель?
Дескрипторы:
- формулирует ответ,
- различает на основе существенных признаков имена прилагательные.
|
Учебник
|
|
(Д, К) Пальчиковая гимнастика
Доктор измерил температуру, (загибаем или разгибаем пальцы на руке, перечисляя профессии)
А музыкант на флейте сыграл.
Строитель кирпичную стену построил,
Художник картину нарисовал.
Повар сварил очень вкусные щи.
Скорей пять профессий ты здесь отыщи.
- Какие запомнились профессии?
|
|
Рефлексия
|
Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».
Прием «Выбери одну фразу»
Имя прилагательное обозначает … предмета и отвечает на вопросы … . Имена … украшают нашу речь, делают её более точной, ясной и выразительной.
Прием «Фишбоун»- перевод с англ. Скелет рыбы.
При проведении этого приема, учитель раздает карточки, детям даётся задание заполнить рыбку.
|
|
Дополнительная информация
Игра «Буква-профессия»
- Буква «А» – агроном, агротехник, альпинист.
- Буква «В» – воспитатель, врач.
- Буква «Т» – токарь, танкист, тракторист.
- Буква «К» –космонавт, косметолог, контролёр, крановщик, кузнец.
- Буква «С» – столяр, стюардесса, слесарь, сантехник.
- Буква «П» – повар, портной, пекарь, парикмахер.
|
Дифференциация
|
Оценивание
|
Здоровье и Соблюдение техники безопасности
|
Мотивированные дети составляют открытые вопросы. Менее мотивированные дети отвечают на их вопросы.
|
–Формативное оценивание по дескрипторам
– Самооценивание при работе с диском.
– Взаимооценивание при работе.
– Комментарии учителя
|
- динамическая пауза
- пальчиковая гимнастика
|
|
|
|
|
|
|
|