Тема: «Признаки делимости на 2,5 и 10»
Цели: - найти способы быстрого определения делителей числа без выполнения деления;
- сформулировать признаки делимости чисел на 2, 5, 10;
- научиться применять признак при решении задач.
Задачи:
- рассмотреть способы определения делителей числа.
- организовать работу по углублению и закреплению знаний о признаках делимости чисел на 2,5 и 10.
- развивать логическое мышление, внимание, речь.
Оборудование: проектор, доска, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Актуализация знаний. Деление чисел издавна считалось задачей, куда более трудной, чем умножение. Поэтому делить люди научились гораздо позже, чем умножать. Учёные – математики долго занимались поиском
наиболее простого способа деления чисел.
Один из них – деление «уголком», которым мы пользуемся сейчас, впервые появился в Европе в 10 веке и получил название «золотого деления».На деление уголком часто затрачивается много времени, а ведь возникают ситуации, когда нужно быстро определить, делится одно число на другое или нет. В этом помогают простые, легко запоминающиеся признаки. Блез Паскаль – этот человек нашел общий алгоритм для нахождения общих признаков
делимости любого целого числа на любое другое целое число. (Слайд 1)
Ребята, а сейчас проведем устный счет.(Слайд 2)
Выражение 27:2 показывает, что результат получится с остатком. Есть такие выражения, где не обязательно выполнять деление «уголком», а достаточно используя признак, определить, делится число на некоторое число или же нет. Сегодня мы с вами выявим эти признаки и научимся применять их на практике.
3. Изучение нового материала. Запишите число и тему урока «Признак делимости на 2, 5 и 10». Цель нашего урока найти способ быстрого определения делителей числа без выполнения делителей, сформулировать признаки делимости на 2, 5 и 10, а также научиться применять их при решении задач.
Далее обучающиеся самостоятельно формулируют признак делимости чисел на 2, далее на 5 и на 10.(слайды 5,6,7).
1. Если число оканчивается на цифры 0,2,4,6,8, то оно делится на 2.
2. Если число оканчивается на цифры 0 и 5, то оно делится на 5.
3. Если число оканчивается на цифру 0, то оно делится на 10.
4. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Используя каждую из цифр 0, 5 и 8 один раз, составьте все возможные трехзначные числа (слайд 9,10)
Физкультминутка.
Задание 2. Какие числа, кратные 5, удовлетворяют промежутку
64 < x < 78
Ответ: 65,70,75.(слайд 11)
Задание 3. Назовите несколько значений выражения переменной а, при которых значение (слайд 12)
|
|
|
|
Кратно 2: а = 0; 2; 10
Кратно5: а = 4; 9; 14
Кратно 10: а = 4; 14; 24
Задание на слайде выполнить устно. Укажите, какие из чисел 158, 255, 1290,
183, 735, 176, 890, 4500, 134, 112 кратны числу:
а) 2: 158,1290,176,890,4500,134,112;
б) 5: 255,1290,735,890,4500;
в)10: 1290,890,4500;
г) и 2 и 5: 1290,890,4500.
Индивидуальная работа. Задания по карточкам. (слайд 14)
1й учащийся
Какие числа будут делиться на 5?
48732 54270 30876 84785 36780
2й учащийся
Какие числа будут делиться на 2?
48732 54270 30876 84785 36780
3й учащийся
Какие числа будут делиться на 10?
48732 54270 30876 84785 36780
Самостоятельная работа. Тестирование с взаимопроверкой (слайд 15)
1. Какое из данных чисел делится на 2 ?
а )125, б) 156, в) 1321.
2. Среди чисел найдите те, которые делятся на 5
а) 12, б) 111, в) 125.
3. Найдите те числа, которые делятся и на 2 и на 5
а) 175, б) 390,
в) 222.
4. Какое число кратно и 5 и 10?
а) 12463, б) 12460, в) 12461.
5. Какое из данных чисел делится на 10
а) 11250, б) 234, в) 4155.
Ответы:
1. - б
2. - в
3. - б
4. - б
5. - а (слайды 15,16)
5. Итог урока. Ответы на вопросы:
1. Как по записи натурального числа определить, делится оно без остатка на 10 или не делится на 10?
2. Как по записи натурального числа узнать, делится оно без остатка на 5 или не делится на 5?
3. Как по записи натурального числа узнать, делится оно без остатка на 2 или не делится на 2?(слайд 17)
6. Домашнее задание.
1. п.4.3 стр.139 прочитать , выучить все признаки.
2. Решить №№609, 606